Несколько лет назад автомобильная общественность была немало озадачена: с чего это вдруг компания Daimler-Benz решила стряхнуть пыль с давно забытой марки Maybach и назвать этим именем свою новую топ-модель? Тем не менее эффект получился впечатляющим. Например, в России до сих пор на машины выстраиваются очереди длиной в полгода – выделенной первоначально квоты явно не хватает. Как бы то ни было, веский повод обратиться к истории есть – имя Maybach того заслуживает. Вильгельм Майбах (1846-1929) и его сын Карл (1879-1960) в 20-30-х годах прошлого века были известны автомобильному миру как создатели едва ли не самых роскошных и дорогих машин. Если искать аналоги, то рядом с Maybach можно поставить разве что американские Duesenberg (Rolls-Royce до него не дотягивали). Свою деятельность Вильгельм Майбах начинал под формальным руководством небезызвестного Готтлиба Даймлера. Того самого, который канонически считается одним из двух изобретателей автомобиля с бензиновым двигателем. Однако новейшие исторические исследования не оставляют от этой версии камня на камне, обнаруживая, что именно Майбах являлся главной движущей силой предприятия, тогда как Даймлер был не более чем администратором, беззастенчиво присвоившим чужие лавры. Вклад же Вильгельма Майбаха в совершенствование конструкции автомобиля поистине неоценим. Вот лишь несколько примеров. Первый работоспособный четырехтактный газовый двигатель, до сих пор во всех учебниках именуемый как двигатель Отто, на самом деле собрал Майбах. Он же заставил мотор работать на бензине, потом установил его на деревянный велосипед, создав таким образом первый в мире мотоцикл. Дальше последовали двухцилиндровый мотор с водяным охлаждением и первый автомобиль с двигателем такого типа. В перечень заслуг Майбаха входят карбюратор с двумя жиклерами (прообраз применяемых по сей день), четырехцилиндровый двигатель, сотовый радиатор, четырехступенчатая коробка передач… Да и сам автомобиль в том виде, в каком он существует сейчас, сконструировал именно он, Вильгельм Майбах – в 1900 г., будучи главным конструктором компании Daimler. Та машина с 4-цилиндровым 6-литровым мотором мощностью 35 л.с. вошла в историю как первый Mercedes. Всё существовавшее до тех пор больше напоминало конные экипажи, из которых выпрягли лошадь. В одной из первых гонок традиционной "Недели скорости" на Лазурном берегу Mercedes, показав фантастическую скорость 86 км/час, намного обошел ближайшего соперника. Многие компании в разных странах начинали с покупки лицензий на спроектированные Майбахом двигатели. Французы называли его "королем конструкторов", американцы недавно поместили его портрет в Пантеон автомобильной славы в Детройте. Незадолго до Первой мировой войны отец и сын Майбахи основали собственную моторостроительную компанию Luftfahrzeug-Motorenbau GmbH в городе Биссинген, занявшуюся производством многоцилиндровых моторов для входивших в моду дирижаблей. В 1912 г. она перебазировалась во Фридрихсхафен, а позже сменила название на Maybach-Motorenbau. Основным заказчиком компании был граф Фердинанд фон Цеппелин. Много позже, в 1929 г., дирижабль, названный именем графа, совершил кругосветный полет, на который ушло 448 часов. Пять 12-цилиндровых 530-сильных "майбахов" еще раз доказали всему миру свою безупречную надежность. В какой-то момент Карл Майбах занялся конструированием автомобильных моторов, а затем и автомобилей. Начал он с экспериментальной модели W1 (от нем. wagen – автомобиль в вольном переводе) – шасси Mercedes, оснащенного 46-сильной "шестеркой" Maybach. Первую серийную модель – W3, с увеличенным до 5,7 л 70-сильным двигателем показали на Берлинском автосалоне осенью 1921 г. Изюминкой машины была двухскоростная планетарная коробка, смонтированная в картере маховика. Одна из передач, основная, обеспечивала все режимы движения от 0 до 110 км/час – только представьте себе, каким эластичным был двигатель! Дополнительная ("горная") включалась специальной педалью лишь на затяжных подъемах. У автомобиля не было ни рычага переключения передач, ни педали сцепления – все эти функции взял на себя автомат. Выпущенной пять лет спустя модели W5 с ее 120-сильным мотором и подросшим до 7 л объемом одной передачи было явно недостаточно, и к прежней коробке добавили еще одну с повышающей передачей – schnellgang. Ее можно было комбинировать с любой из двух основных передач. Линейка 6-цилиндровых Maybach получила продолжение в виде моделей W6 (7 л, 120 л.с.) – самых распространенных; было выпущено около 900 штук SW35, SW38 и SW42. Числа в обозначении – это округленный объем двигателей, от 3,5 до 4,2 л соответственно. Мощность возросла до 140 л.с., скорость – до 160 км/час. Кульминацией творчества Карла Майбаха стала серия моделей с двигателями V12 в 7- и 8-литровых версиях. Начальная мощность в 150 л.с. увеличилась с ростом объема до 200 "лошадей". Первый автомобиль с таким мотором, Maybach Type 12, появился в 1929 г. в ознаменование кругосветного полета "Графа Цеппелина". Годом позже последовал Maybach Zeppelin DS7, а еще через год – Maybach Zeppelin DS8. Литеры DS здесь означали конструктивную схему двигателя – doppelsechs, двойная шестерка. Верхнеклапанный мотор с двумя свечами на цилиндр, гасителем крутильных колебаний коленвала и 12-вольтовым электрооборудованием комплектовался основной трехступенчатой коробкой с преселектором и дополнительной двухступенчатой. Итого – шесть передач плюс задняя. Сцепление требовалось выжимать только при трогании с места и остановке – остальные переключения контролировал вакуумный автомат. Монструозные "Цеппелины" весом до трех тонн (в зависимости от типа кузова) могли развивать скорость 170 км/час. Подвеска на полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах двухстороннего действия гарантировала непревзойденную плавность хода, а вакуумный усилитель избавлял наемного водителя от чрезмерных усилий при нажатии на педаль тормоза. Автомобиль, помимо всего прочего, комплектовался четырьмя встроенными домкратами – по одному на колесо, компактным компрессором для накачивания шин и часами с восьмисуточным заводом. Как и многие другие компании в то время, Maybach не утруждал себя изготовлением кузовов для своих величественных авто, предоставляя заниматься этим (по усмотрению клиентов) таким кузовным фирмам как Auer, Gikser, Neuss, Erdmann&Rossi. Но наибольшее количество кузовов для Maybach поставил его "придворный бодибилдер" Hermann Spohn. Кузова эти удовлетворяли всем мыслимым запросам самых капризных заказчиков, список которых читается как справочник наиболее влиятельных и богатых персон в Европе. Всего было выпущено менее 2000 экземпляров Maybach всех моделей, в том числе около 200 с двигателем V12. При этом Zeppelin DS8 было выпущено лишь 25 штук, цена их доходила до 45v50 тыс. рейхсмарок. На эти деньги можно было приобрести целое стадо малолитражек Opel – три с лишним десятка. По понятным причинам завод прекратил производство автомобилей в 1941 г. А в 1966-м переименованная в Motoren-und-Turbinen Union компания вошла в состав концерна Daimler-Benz. Исторической справедливости ради было бы правильнее назвать его Maybach-Benz. Современная история Maybach началась в 1997 г., когда на Токийском автосалоне под эгидой Mercedes-Benz был продемонстрирован прототип будущей серийной машины. Длинный (более 6 м) седан, формами сильно напоминающий современную модель (но изощреннее в деталях), был очень доброжелательно встречен публикой. Дебютировал автомобиль по частям. И, наверное, не случайно началось все с мотора., ведь именно силовыми агрегатами была в свое время сильна компания Maybach. Что ж, силовой агрегат был создан грандиозному автомобилю под стать. В марте 2002 г., непосредственно перед Женевским автосалоном, было официально объявлено о возрождении марки. А на самом автосалоне публике впервые показали 12-цилиндровый двигатель Type 12 объемом 5,5 л, оснащенный двумя турбонагнетателями с промежуточными охладителями воздуха. Каждый цилиндр в этом моторе имеет по две свечи и три клапана. Мощность – 550 л.с., крутящий момент – 900 Нм. Кажется, для трехтонной машины – в самый раз. Кстати, на дирижабле "Цеппелин", как было упомянуто выше, тоже стояли двенадцатицилиндровые двигатели, которые выдавали по 530 л.с. Автомобиль дебютировал чуть позже, осенью на Парижском автосалоне. Новый Maybach выпускается в двух версиях – стандартной (5,7 м) и длиннобазной (6,2 м). Отсюда индекс в названии – 57 или 62. Оснащение люкс-седанов предельное. Автомобили комплектуются пневматической подвеской AIRMATIC DC, которая меняет жесткость под бдительным контролем электроники. Количество электроприводов несметно. И есть вещи, о существовании которых, если не знать, можно так и не догадаться – например, упрятанные в центральный подлокотник серебряные фужеры для шампанского. В отделке использованы, естественно, только лучшие материалы. Стеклянная крыша – с переменной прозрачностью и способна сама излучать свет. В 2002 году публике была представлена заводская бронированная версия Maybach 62 Guard (класс В4). Прибавка в весе составила порядка 340 кг, потеря в динамике разгона до 100 км/ч – 0,3 сек., цена возросла до 800.000 евро (начальная стоимость небронированного 62-го – 580.000 евро). При этом внешне машина не отличается от стандартного варианта. Самая свежая новость – это пятиместный Maybach. Любопытно: эксклюзивный автомобиль решили сделать демократичнее внутри, убрав центральный подлокотник и установив вместо него дополнительное кресло. Однако это всего лишь опция, по умолчанию Maybach остается самым роскошным немецким автомобилем.
|